Корпоративное управление
05
Корпоративная этика
Корпоративная этика, это ключевой элемент, объединяющий наших работников.
Предназначение корпоративной этики заключается в регулировании взаимоотношений работников в рамках единого коллектива и формируется на основе общепринятых человеческих ценностей:
- компетентности и профессионализма (наличие у работников Компании качественного образования, опыта работы, умения принимать решения, стремления к повышению своего профессионального уровня);
- честности и непредвзятости (важный аспект в деятельности организации, в сохранении ее деловой репутации и исключении конфликтов между личными интересами и профессиональной деятельностью);
- ответственности как гарантии качества деятельности нашей Компании;
- уважения личности человека (каждый работник АО «KEGOC» имеет право на честное и справедливое отношение к себе независимо от расы, языка, политических и религиозных убеждений, половой, национальной и культурной принадлежности);
- безопасности, которая характеризуется стремлением сохранить коммерческую тайну и обеспечением невредных и неопасных условий труда.
Кодекс поведения
GRI 2-23,2-24
Обязательным к исполнению всеми сотрудниками Компании, включая руководителей высшего звена, является Кодекс
поведения (деловой этики), представляющий собой свод практических правил, которыми каждый работник должен
руководствоваться в своей повседневной деятельности. Кодекс поведения разработан на основе общепринятых норм
корпоративной этики и делового поведения и документов, определяющих лучшие практики корпоративного управления.
Кодекс поведения распространяется на все структурные подразделения, филиалы Компании и дочерние организации.
Ознакомление с положениями Кодекса поведения всех работников Компании, включая должностных лиц, проводится
регулярно при принятии на работу, при внесении в него изменений.
В Компании продолжает работать Омбудсмен, подотчетный Совету директоров, одной из задач которого является
обеспечение соблюдения работниками и должностными лицами Кодекса поведения и разъяснение его положений.
Основными принципами работы Омбудсмена являются независимость, нейтралитет и беспристрастность,
конфиденциальность и неформальность.
С целью мониторинга морально-психологического климата в трудовых коллективах Компании и осведомленности
работников о нормах и требованиях Кодекса поведения (деловой этики) в течение отчетного года было организовано
проведение анонимного опроса.
Анкетирование работников показало (охват анкетирования составил более 2100 человек из всех филиалов или более
50% работников) следующее:
- мнение работников (98%) о морально-психологическом климате, об обстановке в коллективе в целом положительное, работники могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны руководства, есть взаимное доверие;
- непосредственные руководители объективны в отношениях с подчиненными, отсутствует давление;
- за работниками признается право участвовать в принятии значимых для работы решениях, нет требований исполнения поручений, выходящих за рамки должностных обязанностей;
- работники проинформированы куда они могут обратиться в случае возникновения конфликтов.
По выявленным областям для улучшения сферы трудовых отношений и соблюдения прав человека Омбудсменом в 2024 году разработан и реализован план, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
- Омбудсмен посетил 9 филиалов, в том числе их территориальные подразделения.
- Проведены встречи с коллективами филиалов в том числе ПС Южных МЭС, Алматинских МЭС, Акмолинских МЭС, Центральных МЭС, Актюбинских МЭС, Восточных МЭС, Сарбайских МЭС, Северных МЭС, Западных МЭС и филиалов АО «Энергоинформ».
GRI 2-16, 2-25
По результатам проведенных мероприятий работникам даны разъяснения о необходимости соблюдения этических норм
и правил поведения работниками АО «KEGOC». Разъяснены цели и задачи Кодекса поведения (деловой этики), доведены
каналы коммуникации (телефоны Омбудсмена, ДУЧРиСТО, горячей линии, обслуживаемой независимой компанией ТОО «КПМГ
Такс энд Эдвайзори», Колл-центра Нысана), проведена информационно-разъяснительная работа по разрешению
социально-трудовых споров — разъяснены положения «Основные права и обязанности работников» и «Основные права
и обязанности работодателя» Трудового кодекса Республики Казахстан, даны разъяснения внутренних нормативных
документов и процедур Компании по предотвращению и предупреждению потенциальных конфликтов («Политика
по урегулированию конфликта интересов АО «KEGOC»).
Работа проведена с целью содействия в формировании корпоративной культуры взаимоотношений, соответствующей
общепринятым морально-этическим нормам в коллективе, закрепленным в Кодексе поведения (деловой этики) среди
работников и должностных лиц Компании. Кроме того, при посещении вышеуказанных филиалов с были осмотрены рабочие
места по условиям труда, места для отдыха работников.
В 2024 году Компанией проведены адаптационные курсы с вновь принятыми работниками в соответствии с Правилами
«Кадрового администрирования в АО «КЕGOC»» по положениям Кодекса поведения (деловой этики) АО «KEGOC» (43
работников). Во время адаптационного курса проводилась информационно-разъяснительная работа по положениям
стандартов организации:
- Политики инициативного информирования («Горячей линии»);
- Политики противодействия мошенничеству и коррупции;
- Политики по урегулированию конфликта интересов должностных лиц и работников.
Также в 2024 году Омбудсмен:
- принял участие в проведении обучения корпоративных омбудсменов на тему «Должная осмотрительность при соблюдении прав человека» организованного Центром социального взаимодействия и коммуникаций АО «Самрук-Қазына»;
- прошел обучение Омбудсменов ПК на тему «Подготовка внутренних тренеров по обучению правам человека и их защите», организованном центром медиации и права «Парасат»;
- прошел обучение Омбудсменов ПК и ДЗО АО «Самрук-Қазына» на тему «Соблюдение прав работников в бизнесе».
Порядок рассмотрения обращений работников регулируется Положением об Омбудсмене АО «KEGOC», согласно которому Омбудсмен имеет право в установленном порядке запрашивать и получать от работников, должностных лиц, руководителя Службы Внутреннего Аудита, Службы комплаенс необходимую для рассмотрения обращения информацию, материалы и разъяснения. Приняв обращение к рассмотрению, в течение 5 (пяти) рабочих дней разъясняет способы и средства, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и/или устранения нарушений норм поведения и/или принятых в нарушение норм поведения решений или действий (бездействия). А также Омбудсмен обязан передать обращение в органы Компании, к компетенции которых относится разрешение таких обращений.
GRI 2-26
В 2024 году к Омбудсмену АО «KEGOC» поступило 8 обращений, в том числе 3 обращения через Колл-центр «Нысана»,
два коллективных обращения. И на личном приеме во время посещения филиалов.
При этом, из 8 обращений на предполагаемые нарушения 4 связаны с несоблюдением Кодекса поведения, 2 — с правами
человека, 2 — прочие обращения.
По каждому обращению проведены тщательные расследования, с результатами которых ознакомлены заявители. При этом
информация в обращениях о нарушениях прав человека не подтвердилась и в 2024 году случаев подачи исков со
стороны работников Компании о несоблюдении требований трудового законодательства не зафиксировано.
Обо всех обращениях и принятых мерах по обращениям работников и должностных лиц Омбудсмен ежеквартально
предоставляет отчет Совету директоров Компании.
Соблюдение прав человека
GRI 2-23, 2-24
АО «KEGOC» защищает и уважает права человека, провозглашенные на международном уровне и предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и продолжает практику создания равных условий труда всем работникам, исключая любые формы притеснения или дискриминации по признаку пола, языка, расовой принадлежности, гражданству, отношению к религии, гендерной идентичности и пр. АО «KEGOC» в своей деятельности не использует детский и принудительный труд.
Ответственность за управление вопросами, связанными с соблюдением прав человека в Компании, несут Омбудсмен и Служба Комплаенс.
В 2024 году АО «KEGOC» вело работу по разработке Политики в области прав человека в целях укрепления корпоративной ответственности и приведения деятельности в соответствие с международными стандартами в сфере прав и свобод человека. Политика была официально утверждена решением Правления Компании 31 марта 2025 года (31.03.2025).
Основной целью Политики АО «KEGOC» в области прав человека является соблюдение прав человека и следование международно-признанным стандартам в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека, Руководящие принципы ООН по бизнесу и правам человека, принципы Международной организации труда и др.
В соответствии с основной целью Политики в области прав человека, АО «KEGOC» берет на себя обязательства соблюдать и продвигать следующие принципы, а также предотвращать любые действия или практики, которые могут привести к их нарушению:
- Мы не допускаем любые формы торговли людьми, включая вербовку, перемещение, укрывательство или получение людей с целью эксплуатации;
- Мы не допускаем использования принудительного труда, включая труд под угрозой наказания или иных форм принуждения;
- Мы не допускаем использования детского труда, а именно труда лиц, не достигших установленного законом минимального возраста для трудоустройства;
- Мы уважаем право работников на свободу объединений, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них, а также право на заключение коллективных договоров, на ведение коллективных переговоров для защиты своих интересов;
- Мы не допускаем дискриминации по признаку пола, расы, национальности, возраста, отношения к религии и общественным объединениям, инвалидности, социального статуса, по месту жительства, гражданства или иным признакам, не связанным с деловыми качествами;
- Мы обеспечиваем равное вознаграждение за труд равной ценности без дискриминации по какому-либо признаку;
- Мы уважаем и соблюдаем иные права человека, включая право на безопасные условия труда, право на неприкосновенность и защиту персональных данных.
Действие Политики АО «KEGOC» в области прав человека распространяется на всю сферу производственной деятельности, включая деятельность филиалов и дочерней организации АО «Энергоинформ», а также деятельность подрядчиков и поставщиков.
Правление АО «KEGOC» берет на себя ответственность за реализацию данной Политики в области прав человека и эффективное использование всех ресурсов, а также ее интеграцию во все бизнес-процессы АО «KEGOC».
GRI 406-1
В отчётном году не было зафиксировано случаев дискриминации в отношении работников Компании.